Автомобильные двигатели должны соответствовать жестким экологическим стандартам. Благодаря этому появляются новые разработки, позволяющие снижать содержание вредных веществ в отработавших газах. Одной из них стала технология Bluetec, в состав которой наряду с сажевым фильтром и катализатором вошла система SCR. Внедрение технологии позволяет уменьшать содержание в дизельном выхлопе оксидов азота, способствующих образованию смога и кислотных дождей.
Активным компонентом системы очистки стал жидкий реагент AdBlue, или, по-другому, мочевина. Однако вскоре после появления в России грузовиков, оснащенных SCR, у них стали возникать проблемы, связанные с ее работой. А первоисточником неполадок послужили некоторые характеристики мочевины. С тех пор узаконенное российским правительством отключение AdBlue приобрело массовый характер.
Рабочая жидкость AdBlue представляет собой раствор карбамида – иначе мочевины – с дистиллированной водой. Заливается в отдельный бак, устанавливаемый рядом с двигателем. В процессе работы двигателя жидкость насосом подается на вмонтированную в выпускном коллекторе форсунку. По сигналу блока управления мочевина впрыскивается в поток отработавших газов, расщепляясь на углекислый газ и аммиак. Попадая в прогретый катализатор, являющийся частью системы, аммиак преобразует оксиды азота в безопасный азот и воду.
Эффективная система очистки в России столкнулась с двумя проблемами – низкими температурами воздуха и плохим качеством реагента. Даже нормальная жидкость при неработающем подогревателе замерзает уже при -11°C, не говоря уже о поставляемой недобросовестными производителями. При снижении температуры мочевина образует концентрированный осадок и практически чистую воду.
Расслоение AdBlue способно вызвать комплекс нежелательных реакций:
Медная проводка и детали из сплавов на основе меди боятся мочевины, поскольку взаимодействуя с ней, подвергаются быстро распространяемой коррозии.
Залитая плата или съеденный коррозией провод вызывают ошибки блока управления SRC. В результате мощность двигателя падает до 60% от оптимальной, а расход топлива вырастает на 10%. Замена испорченной форсунки или насоса обойдется в десятки тысяч рублей, неисправного насоса – больше сотни. Ремонт системы дорог, к тому же нет гарантии, что в дальнейшем она будет работать без сбоев.
Добавим сюда требовательность катализаторов, работающих в составе системы SCR, к качеству солярки. Наши стандарты на дизельное топливо, допускающие высокое содержание серы, способствуют их преждевременному выходу из строя. Плюс дополнительные расходы на саму жидкость. С учетом изложенного, отключение мочевины AdBlue оправдано и целесообразно. Большой опыт качественного выполнения этой операции накоплен мастерами сервиса «АВТО+».
Существует три способа отключения мочевины:
У каждого из них есть положительные и отрицательные стороны. Не каждый подойдет к определенной марке автомобиля. Но все они в разных ситуациях имеют право на применение. Стремясь избежать нежелательных последствий для автомобиля и связанных с этим денежных трат, многие практикуют отключение мочевины в Москве, не дожидаясь возникающих проблем.
«Заморозка» — самый простой из способов отключить AdBlue, но он используется только как временная мера. Может использоваться только на автомобилях с исправной системой при отсутствии любых кодов ошибок. Применяется с целью экономии средств на покупку жидкости.
Суть способа заключается в том, чтобы прекратить подачу мочевины в катализатор. Поскольку за этот процесс отвечает блок управления SCR, надо сделать так, чтобы он не отдавал команды на срабатывание насоса. Для этого вместо некоторых датчиков нужно установить резистор. Создается ситуация, когда процесс гидролиза в катализаторе невозможен. Поэтому показания стоящего на его выходе датчика оксидов азота о повышенной токсичности отработавших газов игнорируются.
Проще всего заменить им датчик внешней температуры воздуха. На блок управления будет поступать сигнал о том, что «за бортом» ниже -11°C, а это автоматически останавливает подачу жидкости. Один из недостатков этого метода приводит к некоторому дискомфорту – в теплое время водитель не сможет пользоваться кондиционером. Бортовой компьютер не позволит его включить, поскольку будет руководствоваться данными о низкой температуре воздуха.
Более разумно впаять резистор на место датчика температуры мочевины. Показания от него поступают только на блок управления системой. Получив сигнал о том, что мочевина приобрела твердое состояние, блок, во избежание поломок системы, блокирует работу насоса.
Оба способа останавливают подачу AdBlue, но не всей системы. Поэтому она старается привести жидкость в рабочее состояние, заставляя активно работать расположенный под ее баком обогрев. Его интенсивное использование тоже может обернуться неприятными последствиями. Стоит образоваться коду неисправности SCR, сведет работу на нет. Поэтому «заморозка» больше подходит для автомобилей DAF, у которых система подогрева мочевины отсутствует. Еще один минус данного способа – существует риск повышения расхода топлива.
В основе способа заложено перепрограммирование управляющих работой системы SCR и датчиком оксидов азота (NOx) блоков либо прошивкой ЭБУ. Более грамотный и действенный, чем «заморозка», но так же имеющий недостатки. Требует участия грамотных специалистов, знающих, какой метод какой модели подходит.
Используя дилерские сканеры, двигатель перепрограммируется на стандарт EURO-3, предварительно поменяв VIN всех блоков. Главным недостатком является снижение ресурса и параметров двигателя. При этом предлагаемая в некоторых сервисах замена штатных форсунок на EURO-3 ситуацию не спасает, поскольку поршни разных стандартов отличаются формой. Сопровождается повышенным расходом топлива, преждевременным прогоранием поршней.
Из других минусов отметим возможные проблемы с ГИБДД при проверке VIN-кодов. Путь за границу таким грузовикам тоже закрыт. Затрудняется диагностика автомобиля, выполняемая с многочисленными ошибками. Обращение в дилерский центр заканчивается двумя вариантами – отказом в приемке либо сбросом настроек к начальному состоянию.
Для ряда автомобилей возникшие проблемы успешно решаются изменением параметров блоков управления SCR дилерскими сканами. После такой процедуры автомобиль продолжает работать, руководствуясь штатным программным обеспечением. На некоторых машинах, например, Scania или MAN, побочным эффектом может стать постоянно горящий индикатор «Check». Не рекомендуется также применять на некоторых моделях DAF. Для отключения мочевины подобным образом нужны специалисты высокого уровня. Обращение к кустарным мастерам грозит проблемами от перерасхода топлива до необходимости замены поршневой группы или ЭБУ.
Еще один способ программного отключения AdBlue осуществляется посредством специальных программаторов, необходимых для замены дампов. Существуют различные варианты этих аппаратно-программных устройств. При работе с самыми «продвинутыми» и дорогими достаточно подключения к CAN-шине. Их применение обеспечивает наиболее качественный результат. Используя более доступные версии, необходим демонтаж ЭБУ и вмешательство в его конструкцию. Чтобы на снятом блоке перезалить дамп, понадобится либо перепайка проводов интерфейса, либо извлечение памяти EEROM. В таких случаях увеличивается риск повреждения дорогостоящего блока.
При желании отключить мочевину программным способом будьте готовы к тому, что любое последующее изменение должно производиться теми же специалистами.
Широкое распространение получило отключение мочевины путем установки эмулятора. Это электронное устройств, копирующее и точно воспроизводящее алгоритм работы SCR в исправном состоянии при полном отсутствии ошибок. При множестве положительных моментов способ имеет некоторые недочеты, но большинством специалистов признается самым безопасным решением вопроса.
Среди очевидных плюсов способа достаточно отметить такие моменты:
Подключение эмулятора допускает возможность удаления любого элемента системы, включая катализатор. Грамотный подбор и квалифицированная установка не отражаются на мощности или расходе топлива.
Для выполнения операции достаточно обесточить систему SCR и подключить эмулятор AdBlue к CAN линии. Основная проблема способа – это установить качественное устройство. На рынке достаточно предложений, главное, не ошибиться в выборе.
Европейские эмуляторы представлены в основном продукцией из Нидерландов, Польши, Италии. Существенным требованием при их монтаже служит исправность SCR. Большинство моделей не воспроизводят функции датчика NOx, поэтому при проблемах с ним или ведущей к нему проводкой стоит ожидать ограничения крутящего момента.
Пятипроводные европейские устройства при монтаже проводят самообучение, считывая данные с контрольных датчиков и сохраняя их в памяти. Там же сохранятся и имеющиеся ошибки, поэтому установка эмуляторов из Европы допускается только на полностью исправном автомобиле.
При высокой стоимости отличаются низким качеством компонентов, отсутствием защиты от внешних воздействий. Конструктивно рассчитанные для крепления к раме автомобиля около блока управления, они часто страдают от воды и реагентов.
Китайские эмуляторы являются ухудшенной копией европейских аналогов. Обладают всеми их недостатками, включая отсутствие имитации датчика NOx. Плюс отличаются еще худшим качеством составляющих и сборки. Так же обучаются при монтаже, поэтому наличие ошибок недопустимо. Нестабильная работа сопровождается постоянными проблемами. Китайскую продукцию сознательно устанавливают лишь для кратковременного отключения мочевины в целях экономии.
Лучшее решение – установка оригинальных российских эмуляторов. Большинство из них способно реально имитировать работу датчика NOx. Приборы отличаются улучшенной схемотехникой, низким энергопотреблением, высокой степенью защиты, включающей покрытие полимерными смолами и дополнительные предохранители. Как правило, устанавливаются в кабине водителя, что облегчает доступ к ним и продлевает срок службы.
Если вас утомили проблемы с системой SCR, приезжайте в наш сервисный центр. Доскональное знание технологии, наличие необходимого программного обеспечения, оборудования и инструмента способствуют качественному выполнению работ. Опыт технических специалистов компании сводит к минимуму их сроки и стоимость. Цена за услугу отключения мочевины в «АВТО+» начинается от 9000 рублей, в зависимости от выбранного способа и модели автомобиля. Меньшие расценки предлагают только недобросовестные исполнители или случайные люди. Мы за свою работу привыкли отвечать.