Сегодня я хотел бы поговорить о таком понятии как диагностика.
Итак, что же это такое диагностика?
На мой взгляд диагностика — это комплекс мероприятий, с использованием измерительных инструментов и приборов, основной целью которого является выявление и локализация неисправностей с целью их дальнейшего устранения.
Диагностика бывает достаточно разной. Что касается техники, тут можно выделить два основных вида. Диагностика механической и диагностика электрической неисправности.
И если с механикой все достаточно ясно и порой механическую неисправность можно увидеть или услышать, то с электрикой не все так просто. Дело в том, что электричество нельзя увидеть глазами (можно конечно почувствовать J, но не советую). Поэтому для диагностики электрической неисправности приходится пользоваться приборами, но об этом ниже.
Так же существуют различные методы диагностики. Один из них, например, называется органолептический. Это когда человек с помощью собственных органов чувств определяет неисправность. Наиболее яркий пример – диагностика подвески автомобиля. Никаких приборов, как правило при первоначальной диагностике не используется. Мастер осматривает подвеску и проверяет наличие и отсутствие люфтов в ее элементах. Ведь наличие люфта можно почувствовать просто руками. Другое дело измерение люфта. Вот тут уже без приборов не обойтись.
Кстати иногда этот же метод можно применить и в электрике. К примеру место плохого контакта на начальной стадии можно обнаружить по локальному нагреву, ну а на конечной просто увидеть глазами (провода в месте плохого контакта как правило обгорают в следствии длительного нагрева). Так же по локальному нагреву можно определить и место короткого замыкания.
Но мы поговорим о несколько ином методе, о приборной диагностике.
Как я ранее говорил, электричество нельзя увидеть, его можно только измерить.
И так какие же приборы используются для поиска неисправности? Их множество.
Назову лишь основные, применяемые для диагностики неисправности в автомобиле.
Это мультиметр, осцилограф, и да – да, не удивляйтесь, обычная контрольная лампочка.
Вы спросите, а как же компьютер?! Что ж и он тоже, но поверьте это далеко не основной инструмент. Бесспорно компьютер с набором диагностических программ вещь нужная, он ускоряет и облегчает проведение диагностики, но и только то. И он бывает нужен далеко не всегда. Даже в современных автомобилях, напичканных контроллерами есть вещи, которые не диагностируются никакими компьютерами. Самый простой пример – прикуриватель. Его электрическая цепь по сей день остается простейшей. АКБ, реле зажигания, предохранитель и собственно сам прикуриватель. Ну и куда тут подключать компьютер? Что он тут может? В этом случае больше поможет старый добрый мультиметр, а то и просто лампочка. С ее помощью можно увидеть наличие или отсутствие напряжения в контрольных точках.
Иное дело – диагностика современной системы управления впрыском. Вот тут он бывает просто необходим. Но даже в этом случае его роль сильно преувеличивают. Он дает только лишь направление поиска неисправности, ну а дальше – руки, голова и старый добрый мультиметр.
К стати компьютер в неумелых руках подобен вилке в руках неандертальца. Можно ей кушать, а можно и глаз себе выколоть.
Есть поистине страшные программы, которые способны сделать из рабочего автомобиля нерабочий.
Вот один из примеров. На IVECO EURO CARGO некоторые деятели попытались отключить иммобилайзер путем программирования блока управления двигателем. После их манипуляций двигатель перестал запускаться. Он схватывал на 1 – 2 цилиндра и все. При этом повышался уровень масла.
Машина провела в сервисе не один месяц. В итоге «мастера» сказали, что неисправна топливная система. Машину перетащили в другой сервис. Сняли и отремонтировали форсунки и топливный насос. Результата это не дало. Двигатель так же не желал запускаться. В итоге машина попала к нам. При подключении диллерского прибора выяснились некие странности. Блок управления ругался на рассинхронизацию датчиков положения коленвала и распредвала. Странно, двигатель вскрывали до нас и метки установлены правильно. Еще одна странность – обрыв форсунок 3 и 5 цилиндров, все бы ничего, но мотор то 4-х цилиндровый! Понимаем, что в блок управления «залили» прошивку от рядной шестерки. Оригинальный дамп естественно при этом считать и сохранить никто не потрудился… И где взять? Проблему решили следующим образом. Имелась в наличии парочка мертвых блоков от данных автомобилей. На удачу один из них был от 4-х цилиндрового мотора. Считываем дамп ПЗУ и заливаем его в блок. Правим дамп EEPROM, отключаем корректно иммобилайзер. И вот результат – машина, на которую уже сам владелец махнул рукой, запустилась.
Это один из примеров, к чему могут привести неумелые действия. Тут описывается только техническая сторона вопроса. Финансовую я не затрагиваю. Представьте сами во что может вылиться простой грузовика в течении нескольких месяцев плюс расходы на ремонт того, что не требовало оного. В итоге за решение вопроса человек заплатил в разы меньше, чем потерял.
И таких примеров масса.
В итоге все зависит не от компьютера, а от уровня квалификации диагноста.
Хороший диагност – это в первую очередь хороший электрик. Он знает и понимает протекание электрических процессов и не только. Так же диагност уже как правило побывал в роли слесаря, а то и моториста и агрегатчика. Специалисты нашей компании уже все прошли через это, ибо невозможно поставить правильный диагноз, не понимая, как работает тот или иной агрегат или система.
Мне попадались «диагносты», которые не в состоянии были перечислить такты работы четырехтактного двигателя, не говоря уже о процессах, которые в этих тактах происходят.
К таким последнее время прилипло прозвище «Сканировщик»
Несомненно, сканировщик со временем может превратиться в диагноста, но только при условии, что он будет долго и много учиться. Но как правило у таких людей не хватает на учебу терпения.
Вы сможете доверить свой автомобиль сканировщику? Я бы не стал.
И как же отличить диагноста от сканировщика? Диагност никогда не будет ставить компьютер во главу угла при работе. Он будет использовать его по мере надобности. Вы же не думаете, что та же вилка на столе главный столовый прибор? Вот суп ей, например, кушать крайне неудобно.
Так же и тут. Нужен компьютер, достанет. Поверьте, он у него есть, но если требуется осцилограф или мультиметр, какой смысл доставать компьютер?
Кроме того, от диагноста вы никогда не услышите фразы «розетка не подходит». Ему ничего не помешает померять сигналы в разъеме и подключиться просто проводами. Бывали в практике случаи, когда приходилось подключатся непосредственно к блоку управления.
Диагност никогда не ограничится подключением компьютера и чтением кодов. Будут обязательно проведены какие-либо замеры.
Диагност всегда будет пытаться докопаться до проблемы, если ему будет нужно, он задаст вам кучу вопросов, устроит настоящий допрос, похлеще следователя. Да он и есть следователь, только по электричеству J.
Остальное – удел сканировщика.
Есть еще одна отличительная черта – услуги сканировщика стоят дешевле, так как он не осознает какую работу иной раз приходится проделать, чтобы отыскать проблему.
Иной раз на поиск неисправности приходится потратить не один день, и все это диагностика.
Не бывает компьютерной диагностики – это развод.
Бывали неоднократно случаи, когда на одну машину приезжали 4 сканировшика и каждый брал плату. После них приезжал диагност и находил неисправность. Да его услуги стоят вдвое дороже услуг сканировщика, но подумайте сами, что в итоге было бы дешевле?
Вот один из примеров.
КАМАЗ перестал реагировать на педаль акселератора. Приехал сканировщик и «приговорил» педаль. Владелец купил и поменял педаль, ситуация не изменилась. Сканировщик приехал еще раз и встал в тупик. Вызвали мастера от нашей фирмы. Приехал, подключился и сразу же вопрос
– ремень вентилятора обрывало?
— Да.
— Поднимайте кабину.
После того как подняли кабину, наш мастер в течении 5 минут нашел неисправность. Оборвавшимся ремнем перебило жгут проводов от блока управления двигателем до кабины.
Вот и подумайте, что дешевле, услуги сканировщика плюс педаль и простой, или услуги диагноста? Педаль то уже не вернешь, да и потерянное время, а оно иной раз дороже денег.
Откуда развелось столько сканировщиков, спросите вы, да все просто. Последнее время стали доступны дешевые мультимарочные сканеры. Да и работа вроде не пыльная, но это заблуждение.
Скажете, что программа на компьютере плохая, и ошибетесь. Иной раз диагност сделает с помощью дешевого мультимарочника гораздо больше, чем сканировщик, имеющий самый навороченный компьютер. Компьютер – всего лишь средство, не более того. За человека он работу не сделает. Гаечный ключ ведь сам собой гайки не отворачивает, так почему тут должно быть иначе?
Для того, чтобы стать по-настоящему Специалистом в этом деле, нужны годы и годы обучения, масса теории, практики и набитых шишек. Диагност не перестает учиться никогда.
В нашей компании работают именно такие люди. Они прошли многое, от сборки того же КАМАЗА, начиная с рамы, до самостоятельного ремонта двигателя, механической и автоматической коробки передач и прочих агрегатов. Многие отработали у дилеров по обслуживанию автомобилей отечественного и импортного производства не один год. Сканировщикам в наши ряды ход закрыт, разве только тем, которые готовы учиться, да и то до серьезных работ поначалу их никто не допустит.
Кроме того, диагност должен обладать неслабым логическим мышлением.
Вот пример из собственного опыта.
Работая лет 15 назад на диллерстве АвтоВАЗа столкнулся с интересной проблемой. Приехал ВАЗ 2109, небезызвестная «девятка», жалоба – горит лампа CHEK ENGINE. Считываю ошибки – жалуется на отсутствие сигнала датчика положения коленвала. При этом двигатель работает! Что за чудо?! Ведь это один из основных датчиков. Без него двигатель не запустится. Удаляю код. Все хорошо. Лампа СЕ погасла, но ровно до следующего включения зажигания. Честно скажу – искал долго. Причиной оказался датчик массового расхода воздуха. Спросите, какая связь?!
Вот тут и вступает в действие логика. Все достаточно просто. Датчик показывал расход воздуха при не запущенном двигателе. В итоге контроллер видел расход воздуха и не видел вращение коленвала. Угадайте, какая ошибка фиксировалась в памяти блока управления.
И так, все же, что такое диагностика? Это в первую очередь комплексный подход к проблеме, а не только считывание и удаление кодов неисправности. Это нацеленность на достижение результата.
Какими знаниями и умениями должен обладать диагност? Это знание протекающих процессов в механизмах и блоках управления, логическое мышление, способность делать выводы, умение пользоваться любым измерительным инструментом, постоянная способность к обучению и тяга к знаниям.
Ну и напоследок одна задачка, если сможете решить, будем рады видеть Вас в наших рядах.
Автомобиль – Шевроле Нива.
Блок управления двигателем M7N20V33
Неисправность – на холостом ходу периодически загорается CE, после чего обороты поднимаются до пусковых, опускаются на холостые и двигатель продолжает работать, лампа CE гаснет. При этом никаких ошибок в памяти блока управления не фиксируется. Неисправность проявляется хаотично. Может раз в час, а может раза 3 за 15 минут. Зависимости никакой нет.
С уважением, обычный Диагност, сотрудник компании «Авто+», Куропаткин А. В.